ЦЕЛЬ:

  • Познакомить детей   явлениям, описанным в рассказе Л. Толстого.
  • Формировать умение слушать текст, со скрытым смыслом, моделировать его содержание.
  • Развивать приобретение навыка использования полученных ранее знаний в конкретной ситуации.
  • Закреплять свойство материалов умение делать вывод.
  • Развивать творческий подход в выборе средств выразительности речи.
  • Умение анализировать ситуацию с точки безопасности для жизни и здоровья; зрительное восприятие.
  • Совершенствование элементарных математических представлений.
  • Формировать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру, привычку наблюдать за окружающей природой и видеть все интересное.
  • Воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение. Дать детям знания о птице галка.

 

МАТЕРИАЛЫ:

 

  • Числовые карточки с перелетными и зимующими птицами наборное полотно; кукла-галка; прозрачный кувшин с небольшим количеством воды; камешки;
  •  Альбомные листы по количеству детей с нарисованным карандашом кувшином; цветные карандаши.
  •  Для экспериментирования: пластмассовые стаканы с отметкой границы воды; материалы: камни,  железо, дерево, бумага.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  Всем детям  раздаются числовые карточки, на котором изображены птицы.

 

ПЕДАГОГ: Ко мне подойдут те дети, у которых перелетные птицы, а у кого зимующие играют. Сядет тот, у кого на картинке нарисован один скворец; пять ласточек, три грача, четыре утки, два аиста и т. д. 

Ребенок у кого эта карточка садится, проговаривая количество изображенных птиц.

ПЕДАГОГ: Какое время гола наступило? (ВЕСНА).

                      И к нам с теплых краев прилетели….. (ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ).

 

Карточки с птицами выставляются на доску.

 

ПЕДАГОГ: Внимательно посмотрите на картинки и найдите птицу, про которую я сейчас загадаю загадку:

ЧЕРНАЯ ПТИЦА,

НИКОГО НЕ БОИТСЯ,

НА ВОРОНУ ПОХОЖА,

НА ГРАЧА ТОЖЕ.

НА ЗИМУ НЕ УЛЕТАЕТ,

НАШУ МЕСТНОСТЬ ОЖИВЛЯЕТ.  

                                                                                             (ГАЛКА).

ПЕДАГОГ: Вы со мной  согласитесь, если я скажу, что галка среди этих птиц лишняя?

(Да. Потому что галка, зимующая птица, а остальные перелетные ).

    Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной птицой. Это-ГАЛКА. Она самая умная птица. Взгляните на галку. Размером она примерно с голубь, черного цвета, с серой шеей и верхушкой на  голове. Само название этой птицы звукоподражательное, под её крик.

    Обитают галки в лесах и парках, селятся и рядом с человеком, Галки круглый год живут парами. Даже в больших стаях, если внимательно приглядеться, можно заметить множество таких парочек.

    Еще зима не закончилась, а галки уже начинают собирать сухие прутики с земли или отламывать их с деревьев. Гнездо складываются из собранных прутьев, с внешней стороны довольно грубо, а  внутри  выстилается шерстью, кусками войлока и тряпками. Весной галка отложит в это гнездо пять яиц. Самка и самец по очереди высиживают яйца.

   Пока идет постройка гнезда и размещение в них галок, птицы ведут себя суетливо, кричат.

   Когда галки устроятся, наступает относительная тишина на то время, пока птицы высиживают птенцов. После того как из яиц выводятся галчата, наступает самое хлопотливое время. Родители должны таскать корм своим птенцам.

    Кормят галка своих птенцов самой разнообразной пищей. Они ловят насекомых и добывают личинки из земли, зерна и всходы.

    А сейчас поиграем.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «ГАЛКИ ИЩУТ КОРМ».

 

Дети имитируют полет птиц и перебегают от парт на ковер, на котором рассыпано множество мелких предметов-фишек.  Это личинки, зерна и прочий птичий корм. Воспитатель уточняет, что за один полет галка может  унести только три штучки. Дети летят за кормом дважды. Затем подсчитывают общее количество фишек. Делают вывод о том, что число шесть состоит из двух троек.

 

ПЕДАГОГ: Галчата быстро растут, летом покидают гнезда и начинают летать с взрослыми.

Галки-птицы умные. Однажды случилось такая история. Посмотрите это птица галка.

(Рассказывает и показывает картинки воспитатель) Кувшин и галка. Они совсем непохожи друг на друга. Высокий, стеклянный – это (кувшин). Черная, большая - это (галка). Угадайте, про кувшин или про галку можно сказать так: умная? Правильно галка. И так, какой я показала вам кувшин? (высокий, стеклянный).

А как охарактеризовать галку?(Умная, черная, большая птица). Посмотрите, а что это галка делает? (Педагог манипулирует фигуркой птицы и показывает, как галка ходит вокруг кувшина, заглядывает в него, опускает в кувшин клюв). Интересно, зачем галка заглядывает в кувшин, что она хочет? – размышляет воспитатель.

ДЕТИ:  Пить хочет

ПЕДАГОГ: А почему же тогда не пьет?

Дети: Не может достать до воды. Вода на самом дне.

ПЕДАГОГ: А где бы могла галка напиться кроме кувшина? Как птица напиться из кувшина?

Педагог выслушивает ответы детей.

 

МОДЕЛИРУЕМ СИТУАЦИЮ.

 

Детям предлагают подойти к столу со стаканами, в которых вода налита до определенного уровня и стоит поднос с разными материалами (камень, дерево, железо и в дополнение ванночка с водой и картинки с изображением материалов).

ПЕДАГОГ: Представьте, что вы галка и вам надо напиться , как вы думаете, что поможет галке поднять уровень воды в кувшине? (Варианты ответов детей ).

Педагог  предлагает свой способ, который поможет напиться из кувшина.

 

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С МАТЕРИАЛАМИ.

 

Почему не дерево? (Потому что оно легкое и не тонет).

Почему не железо? (Оно очень тяжелое  и может разбить кувшин с водой, это еще и опасно, может порезаться, его галка не поднимет).

Почему не бумага?  (Она хоть и тонет , но легкая).

Значит, остается камни. Чем камни отличаются друг от друга ? (цветом и размером).

Дети по очереди кидают камешки в чашке.

Что происходит? Вода поднимается к краям кувшина. Может теперь галка сможет напиться? (ДА).

Затем делаем новую отметку уровня воды. Дети видят ,что вода действительно поднялась.

ПЕДАГОГ: Такой способ добычи воды из кувшина придумала сама птица галка. Об этом рассказал замечательный русский писатель, Лев Николаевич Толстой (показ портрета).  Я вам его расскажу.

ТЕКСТ: Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине было вода только на дне. Галка нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше,  и можно было пить.

ПЕДАГОГ: Как вы думаете, он назвал свой рассказ? (варианты ответов детей).

Я предлагаю вам нарисовать картину, которая так и будет называться «Хотела галка пить».

 

РИСОВАНИЕ «ХОТЕЛА ГАЛКА ПИТЬ».

Детям предлагают лист бумаги с нарисованным кувшином. По образцу воспитателя дети  галку с верху кувшина, а кувшин «заполняют» нарисованными камешками. Поощрить изобразительную инициативу детей.

ПЕДАГОГ: Теперь, когда вы знакомы с рассказом Л. Н. Толстого и нарисовали такие хорошие рисунки, попробуйте пересказать. Сейчас я прочту еще раз, а вы слушайте очень внимательно и запоминайте, чтобы легче было пересказать. (Воспитатель читает и вызывает трех детей ).

Свои рисунки вы заберете домой и, глядя на них, расскажите свои родным этот рассказ.